Радуйтесь, потому что Голгофа не бывает без Фавора, так и Фавор не бывает без Голгофы.
Всякий, однажды родившийся, он уже обречен иметь отношения с этим миром, дольним, падшим, греховным, очень сложным, болезненным и травматичным. Но надо помнить, что Христос победил мир, Христос даровал нам уже победу, а никак прогрессивные философы, мыслители, политики говорят, что нам надо потрудиться, потому что все светлое, все хорошее, все ясное и утешительное — впереди.
Господь говорит, что здесь и сейчас есть Царство Небесное и оно не где-то, а в вашем сердце, оно внутри нас, и стало быть, вся история и весь смысл проходит через каждого христианина и в каждом христианине совершаются судьбы мира и судьбы вселенной, и судьбы нашего отечества. О того и здесь и сейчас, когда мы собраны Духом Святым в единую Церковь, исповедующую Святую Троицу и празднующую Преображение Господне, мы становимся той божественной силой и божественным присутствием, которая дает дневную ясность всей нашей истории, всей нашей жизни и главное — спасение отдельного человека и многих и многих людей. Преображаясь, мы становимся качественно иными, преображаясь и соприкасаясь со Христом, мы становимся совершенно иной тварью, которая имеет измерение не только земное, но и небесное и это самое важное, краеугольное, о чем нам напоминают святые отцы. Нет ничего и быть не может главнее, что есть основное и ясное положению — это наше спасение.
Будьте святы, преобразитесь, стяжайте Дух Святой, как говорил и преподобный Серафим, и преподобный Силуан, и многие и многие другие люди. Можно сменять политические, социальные, экономические, культурные системы, но это ничего не даст и не к чему не приведет, пока сам человек не переменится, пока сам человек не прикоснется к краю Христовой ризы и не преобразится, пока усилием ума и сердца он не станет иным человеком, Христовым человеком, стяжавшим Христову любовь и вот тогда, странным образом, начинает преображаться вся внешняя жизнь: и социальная, и культурная, и экономическая, и политическая, и государственная, и всякая иная и это происходит здесь и сейчас, потому что в Церкви, во время Святой Евхаристии присутствует сам Господь Иисус Христос и Матерь Божия, и апостолы, и все святые, и мы, по крайней мере телом, находимся здесь, по крайней мере своим стремлением и желанием своего ума мы находимся у подножия Фаворской горы. И, конечно же, самым радикальным и неподдельным нашим желанием, мы хотим зайти на эту гору и быть с апостолами зрителями и участниками Святого Преображения.
Милосердие Господне пребывает здесь и сейчас с нами и происходит чудо с каждым христианином, который снимая должную самозащиту входит в живые, непосредственные отношения с преобразившимся Христом, аминь!
(Из проповеди епископа Нестора (Доненко) 19. 08. 2024)